«Ароматы в розничной торговле улучшают восприятие клиентом продукции и окружающей среды магазина, а также повышают желание вернуться сюда снова, чтобы купить что-то»

Журнал по маркетингу (Spangenberg, Crowley and Henderson, 1996)

В наши дни потребности и запросы клиента намного выше, чем это было десять-двадцать лет назад. Сегодня покупатель обращает внимание на мельчайшие нюансы, а шоппинг превратился в поиски конкретного товара в развлечение, элемент отдыха. От магазинов кроме широкого ассортимента товаров требуется еще и приятная атмосфера, которая включает комфортный микроклимат (исправно работающую систему кондиционирования/вентиляции, комфортный уровень влажности), приятный дизайн помещения (удобная планировка, правильно подобранная мебель, цвет интерьера и освещения), приятное обслуживание (приветливый, аккуратный и грамотный персонал, система лояльности), правильно подобранные звуковые фоны.

В то время как все представленные методы решают конкретную задачу (например, музыка заставляет посетителей замедлиться или, наоборот, двигаться быстрее, а кондиционер насыщает помещение прохладой), с помощью ароматизации Вы можете добиться сразу нескольких целей, поэтому она так важна. Но не стоит забывать, что эффективность многократно усиливается, если использовать сразу все вышеперечисленные методы.

Условно ароматизацию бизнеса можно разделить на 4 типа:

Рекламная

Используется в тех случаях, когда с помощью запаха нужно разрекламировать то, что мы хотим продать. Многие компании, занимающиеся продажей одежды, такие как Ralph Lauren, Abercrombie & Fitch, Zara, Massimo Dutti, имеют свою линейку парфюмерии и ароматизируют торговое пространство этими запахами. Следует заметить, что помимо повышения продаж такой подход создает сенсорную связь клиентов с брендом и улучшает его запоминание.

Тематическая

Помогает поддерживать какую-нибудь идею. Это может быть дизайн помещения, сфера бизнеса, история или название бренда. Например, компании, торгующие производным инвентарем, могут использовать в оформлении помещения искусственный костер с запахом дыма и сосновых поленьев, что улучшит эмоциональное погружение клиентов в атмосферу вашей концепции и создаст определенное настроение.

Атмосферная

Иногда с помощью аромата нужно просто создать приятную и комфортную атмосферу и, возможно, устранить посторонние запахи.

Арома-брендинг

Создание уникального аромата вашего бренда – наиболее сложный процесс, который до недавнего времени был доступен только крупным компаниям. К счастью, сейчас специалисты компании Аромавент готовы помочь вам с разработкой уникального аромата, существенно сэкономив при этом. Аромат как фирменный стиль должен максимально точно отражать ваш бренд. Ароматическая композиция создается профессиональными парфюмерами, которые руководствуются вашими пожеланиями, отличительными чертами бренда, его историей. Обычно на финальном этапе вам предоставляется несколько вариантов, из которых нужно выбрать единственный, который и станет в дальнейшем уникальным запахом вашего бренда или арома-логотипом.

Иногда достаточно сложно выбрать правильный аромат, который будет соответствовать «духу» вашего бренда. Обратимся к опыту зарубежных коллег – Harvest Consulting Group, LLC, опубликовавшей результаты исследования «Построение бренда на основе сенсорного опыта».

По их мнению, язык запахов для бренда таков:
С приключениями ассоциируются ароматы опилок, грязи, соленого воздуха, мяты, специй, топлива.
С традициями – запахи дерева, шерсти, кедра, роз, кожи.
С воспитанием – детской пудры, яблок, ванили, лаванды, хлопка.
Для придания бренду изящества он должен пахнуть духами, вином, дубом, дымом сигар, виски или мускусом.

Как видим, аромат должен соответствовать эмоциям, вызванным вашим брендом. По мнению известного бренд-консультанта и автора книг по брендингу – Sally Hogshead, существует несколько основных «триггеров», которые используются компаниями, внедрившими аромамаркетинг в свой бизнес, вот основные из них:

Страсть

По отношению к вещам, которые являются красивыми, привлекательными, вкусными. Компании, которые выбрали страсть в качестве основного триггера – Apple, Godiva, Sharper Image и большинство ювелирных магазинов. Они сфокусированы преимущественно на чувствах и эмоциях – их легче всего выразить запахом.

Это цветочные ароматы, такие как роза, иланг-иланг и жасмин, деревянные базовые ноты – сандаловое дерево, испанский мох и белый янтарь, вкусные ароматы ванили и шоколада и, конечно же, мускус.

Таинственность

Эмоция, привлекающая своей нераскрытостью, разжигая у нас любопытство. Любая компания, использующая некую «секретную формулу» или редкие ингредиенты (Coca-Cola, многие средства по уходу за кожей используют именно этот триггер). Традиционно экзотические пряные запахи создают атмосферу загадочности: экзотические растения, корица, мускус, табак, перец, имбирь, ароматы деревьев (кедр, бальзам), а также любые другие элементы, которые трудно определить в арома-композиции.

Тревога

Наиболее сложный триггер, который можно выразить с помощью запаха. Это эмоции, которые испытывают люди, осознающие негативные последствия своего бездействия. К таким запахам относятся резкие ароматы розмарина и горького апельсина.

Престиж

Компании, которые используют в качестве основной ссылки «Престиж», обращаются к желанию клиента почувствовать себя как член элитной группы. Такие бренды отличаются высоким качеством и ценой. Этот триггер используется всеми люксовыми брендами. К престижным относятся сложные сбалансированные ароматы дерева специй, цветов.

Мощность

Власть и престиж идут бок о бок. Вы даете клиентам чувство силы и уверенности в себе. Прежде всего, это ароматы зелени, трав и цитрусовых.

Порок

Поезд к запрещенному и опасному, хорошо работает в сочетании со страстью. Любая компания, использующая концепцию нарушения правил. Например, Harley Davidson или производители крепкого спиртного.
Это сладкие запахи сахарной ваты, шоколада и сочных фруктов.

Доверие

Один из самых мощных эмоциональных триггеров. Его трудно установить, но он формирует долгосрочные и лояльные отношения с клиентами. Этот триггер в основном используют банки, университеты и авторитетные лидеры рынка.
Ароматы, способствующие доверию – это выпечка, например шоколадное печенье, хлеб, яблочный пирог, а также ваниль или корица.

Вернуться к блогу

Оставить комментарий / задать вопрос: